«Головастик»

Февраль 14, 2016

Из опыта работы клуба интеллектуальных игр «Головастик»
СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «ГОЛОВАСТИК» И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «ГОЛОВАСТИК» 17
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА КЛУБА (примеры) 20
І ТУР «Галопом по Европам», «Пока часы двенадцать бьют» и др. 23
ІІ ТУР «Отвечаем серьёзно», «Конфетти» и др. 27
ІІІ ТУР «Из двух слов – третье», «Сладкая парочка» и др.. 37
ІV ТУР «Продолжи мысли великих» 40
V ТУР «Выбери правильный ответ» 41
VІ ТУР «Полиглот», «А как говорим мы?», «Переведи пословицу» и др. 45
VІІ ТУР «Многозначные слова», «Назови одним словом» и т.д. 47
VІІІ ТУР «Их знали не только в лицо» 48
ІХ – ХV ТУРЫ «Видеотуры» 52
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 62
ЛИТЕРАТУРА 65
ДОПОЛНЕНИЯ 66

ВСТУПЛЕНИЕ

Интеллектуальные игры как исторически обусловленные общественные явления с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и воспитательный, развивающий. Игра обучала навыкам социального поведения, развивала многие социально-значимые навыки человека.
В более поздние времена многие психологи и педагоги выражали передовые идеи в области воспитания, в том числе и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.
Современная система образования и в новом тысячелетии должна обратиться к активному использованию игр в воспитании и обучении подрастающего поколения. Культура игровой деятельности должна стать сегодня предметом пристального интереса педагогов – практиков.
Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности является и клуб интеллектуальных игр «Головастик», который существует уже почти 19 лет! Именно клубная форма работы позволяет педагогу последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой ребёнка, управлять познавательными процессами, интеллектуально формировать практические навыки работы с всё более возрастающим потоком информации.
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит самооценка ребёнка, его отношение к новым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Для школьника очень важно почувствовать себя взрослым, ему важен приобретаемый статус в мире взрослых, важен социальный опыт, ставящий его на одну ступеньку с состоявшимися в интеллектуальном отношении людьми. Детям важна также практическая значимость их деятельности.
Поэтому клуб интеллектуальных игр даёт ценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.
Клубные заседания востребованы, прежде всего, самими школьниками, поскольку они удовлетворяют здесь свои потребности: познавательные, социальные. Эти потребности можно свести к таким основным блокам:
 потребность в общении;
 потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;
 потребность в творчестве;
 потребность в разностороннем развитии;
 потребность в отдыхе;
 потребность в успехе, достижении, а также связанных с успехом удовольствий.
Интеллектуальные игры развивают и тренируют:
 логическое мышление, эрудицию, речевую культуру и словарный запас;
 интуицию, умению работать в каманде;
 комбинаторное и ассоциативное мышление;
 способности к изучению иностранных языков, нестандартное мышление, чувство юмора.
Интеллектуальное творчество содержит в себе элементы психотерапии: благоприятное эмоциональное и энергетическое воздействие всех на каждого и каждого на всех.

История создания клуба интеллектуальных игр «Головастик»

В течение своей педагогической деятельности автор этих строк задавался вопросом: «Какую эффективную форму воспитательной работы с детьми выбрать, чтобы объединить всех детей класса, учителей, работающих в школе и непременно родителей учащихся? Как создать такие условия, чтобы все творчески реализовались, и всем было интересно? В том числе и самому классному руководителю!». Ответ нашелся, и в начале 1995/1996 учебного года на базе 5-Б класса Харьковского Технологического лицея №9 был создан клуб интеллектуальных игр «Головастик», который в следующем учебном году будет отмечать своё 20-летие!!!
Основная цель деятельности клуба «Головастик» – создание детского коллектива, вовлекающего школьника в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умения сочетать свои интересы с интересами коллектива.
Классному руководителю важно с наибольшей полнотой раскрыть индивидуальные особенности детей, их творческие устремления, направить их общение на реализацию потребностей во взрослении. «Интеллектуальное взросление» при благоприятных условиях допускает перенос приобретённого опыта и в сферу социальных отношений. Весь игровой процесс в клубе должен быть направлен, в конечном счёте, на то, чтобы ребята научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми.

Организация работы клуба

 

В начале каждого учебного года все учащиеся класса путём жеребьевки делятся на 2-3 команды в зависимости от количества учащихся, сообща выбирают капитана команды, название, эмблему и девиз команды.

 

ХЧУВК «Харьковский коллегиум» 9Б 2012-2013 учебный год

ХЧУВК «Харьковский коллегиум» 9Б 2012-2013 учебный год

НУА 5Б 2007-2008 учебный год

НУА 5Б 2007-2008 учебный год

У клуба есть эмблема и талисман, неизменные на протяжении 19и лет.

 

Эмблема клуба

Эмблема клуба

Талисман клуба

Талисман клуба

Неизменен и Президент клуба интеллектуальных игр, классный руководитель Рыбцова Елена Николаевна, за которой в любом спорном вопросе остаётся последнее слово.

Президент клуба интеллектуальных игр «Головастик» Рыбцова Елена Николаевна

Президент клуба интеллектуальных игр «Головастик» Рыбцова Елена Николаевна

Каждое новое поколение «головастиков» посвящается в члены клуба «Ученым советом»: Д.И. Менделеев, Пьер и Мария Кюри, Софья Ковалевская, Архимед, Галилей, герои легенды о создании шахмат. Будущие «головастики» дают клятву соблюдать устав клуба. Заседания клуба проводятся 1 раз в четверть. Таким образом, подводится определенный итог учебно-воспитательной работы в конце четверти, отмечаются заслуги каждого из детей, с последующим награждением призами.

Заседание Учёного Совета ХЧУВК «Харьковский коллегиум» 2008-2009 учебный год

Заседание Учёного Совета ХЧУВК «Харьковский коллегиум» 2008-2009 учебный год

Заседание Учёного Совета Технологический лицей № 9 1998-1999 учебный год

Заседание Учёного Совета Технологический лицей № 9 1998-1999 учебный год

Просмотреть материал по клубу Головастик полностью можно тут

Один комментарий к записи

  1. Людмила:

    Восхищаюсь многогранным талантом Елены Николаевны, являюсь давним и преданным поклонником клуба “Головастик”, посетила 27 игр.Это просто восторг! Сейчас ее 5-а класс начал серию игр.В добрый путь, клуб интеллектуальных игр! Растите вместе с ним, дорогие ребята, становитесь умнее, находчивее, добрее! Вам повезло: у вас есть свой лучший в мире Президент – Президент клуба – Елена Николаевна!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *